Текущее положение МКС
Фаза луны на сегодня
![]()
16.03.2025, воскресенье.
Освещенность: 95%
Луна в созвездии: Дева
До Луны: 405994 км.
Авторские права
При использовании материалов размещенных на сайте обязательна рабочая ссылка на сайт www.astro-pages.ru При незаконном использовании материалов, вас может ждать судебное разбирательство.
Copyright © 2011 - |
Орбитальная станция Салют-6Главная > Общая астрономия > Космические аппараты > Орбитальные станции > Орбитальная станция Салют-6
![]() Работа над принципиально новой станцией началась еще в 1973 г., когда "Салют-4" и "Салют-5" только готовились к полету. В отличие от предыдущих "Салютов" эта станция имела два стыковочных узла. Это дало возможность принимать на станции экспедиции посещения одновременно с основным экипажем, стало возможным также доставлять беспилотными кораблями дополнительное оборудование, запасные части и блоки для ремонта аапаратуры, пополнять запасы кислорода, воды, пищи и т. п., продливая тем самым продолжительность активного функционирования станции и повышая эффективность научных исследований в космосе. На станции была создана система дозаправки ДУ станции топливом в полете (топливо доставлялось тем же беспилотным кораблем), что дало возможность чаще проводить коррекцию орбиты станции, и, если срок службы "Салютов" первого поколения ранее не превышал года-полутора, то "Салют-6" находился на орбите почти 5 лет. Сама ДУ станции также была конструктивно изменена. Раньше каждая группа двигателей - коррекции, ориентации, стабилизации - имела свою независимую топливную систему с абсолютно различными конструкциями и видами топлива, что усложняло управление станцией и ее заправку. Создатели "Салюта-6" объединили функционально различные топливные системы в ОДУ (объединенную двигательную установку). Два двигателя коррекции и около 30 микродвигателей (причаливания и ориентации) работают на одной и той же паре компонентов - несимметричный диметилгидразин и азотный тетраксид. Для повышения безопасности экипажа на станциии были установлены система контроля герметичности отсеков, система обнаружения пожара, специальные огнетушители. Была также существенно модернизирована система обеспечения жизнедеятельности, появилась душевая установка, обновилось приборное и научно-исследовательское оборудование. ![]() Снаружи рабочего отсека были установлены три солнечные батареи общей площадью 60 м2 с автоматической ориентацией на Солнце, радиаторы системы терморегулирования, антенны радиосистем сближения, связи, траекторных измерений, командного управления, оптические датчики и приборы - инфракрасный построитель местной вертикали, положения Солнца, ионные датчики и другое оборудование. Рабочий отсек люком соединялся с ПхО. На внешнем торце переходного отсека был установлен стыковочный агрегат для пилотируемых транспортных кораблей. Переходной отсек предназначался также для выхода космонавтов в открытый космос, для этого на боковой поверхности ПхО был предусмотрен выходной люк. Здесь же размещались пульты управления выходом и скафандры. С противоположной стороны к рабочему отсеку примыкала промежуточная камера. На ней также был установлен стыковочный узел, пригодный и для "Союзов" и для "Прогрессов". Агрегатный отсек кольцом охватывал переходную камеру. Он не был герметичен, в нем находилась аппаратура ОДУ - шесть топливных баков, два двигателя коррекции, 32 двигателя ориентации, блок компрессоров системы дозаправки топливом. Отсек научной аппаратуры представлял собой коническую нишу в рабочем отсеке, в которой располагался бортовой субмиллиметровый телескоп БСТ-1М с диаметром главного зеркала 1,5 м. Для проведения экспериментов по изучению атмосферы и поверхности Земли на ОC находилась также и другие оптические приборы : многозональная фотоаппаратура МКФ-6М, разработанная совместно со специалистами из ГДР, болгарские приборы - ручной спектрофотометр "Спектр-15" и электрофотометр "Дуга", визуальный поляризационный анализатор ВПА-1, фотокамеры "Практика-ЕЕ2", "Пентакон-6М", КАТЭ-140, "Киев". Через десять дней после выведения "Салюта-6" к станции отправился первый КК "Союз-25" с экипажем в составе командира Владимира Коваленка и бортинженера Валерия Рюмина. Корабль вышел на орбиту, в автоматическом режиме сблизился со станцией. В очередной раз дала сбой система сближения и стыковки "Игла" : в нескольких десятках метров от станции экипаж неожиданно обнаружил рассогласование углового положения корабля и "Салюта-6". Это привело к тому, что запланированную стыковку пришлось отменить, хотя космонавты приложили все усилия для выполнения программы : дважды штанга стыковочного узла корабля касалась приемного конуса станции. Земля дала распоряжение прекратить дальнейшие попытки стыковки, поскольку топлива на КК оставалось только на возвращение. СА с экипажем благополучно приземлился через двое суток после старта. ![]() Следующая экспедиция - Юрий Романенко и Георгий Гречко - должна была определить, пригодна ли станция для дальнейшей эксплуатации по полной программе, т. е . с использованием обоих стыковочных узлов. Это можно было сделать только осмотрев внушающий сомнения узел снаружи. Срочно начались тренировки экипажа по новой программе. 10 декабря "Союз-26" вышел на расссчетную орбиту, а через сутки пристыковался к станции со стороны резервного узла. Первые дни, как обычно, ушли на расконсервацию станции, подготовку ее к основной работе, адаптацию космонавтов к невесомости. По первоначальной программе полета выход в открытый космос также планировался, но только для испытания скафандра новой конструкции. Эти скафандры полужесткого типа принципиально отличались от тех, которые использовались до этого Леоновым, Елисеевым и Хруновым. Фактически, скафандры той же конструкции используются до сих пор. Главной особенностью этого нового типа скафандра была кираса - жесткий металлический корпус. Этот скафандр удобен и надежен в эксплуатации : космонавт может самостоятельно надеть и снять подготовленный к работе скафандр за две-три минуты, размер скафандра можно быстро подогнать под рост каждого космонавта (раньше скафандры изготавливались индивидуально), на спине скафандра размещается автономная система обеспечения жизнедеятельности, позволяющая работать в открытом космосе несколько часов. Испытание нового скафандра совпало с проверкой стыковочного узла. Выход тоже, строго говоря, был нештатным - космонавты выходили не через люк, а через стыковочный узел, который для этого не предназначен. 20 декабря Г. М. Гречко, совершив выход в открытый космос продолжительностью 1 ч. 28 мин., осмотрел наружные элементы сомнительного узла и убедился, что узел не поврежден и пригоден к работе. При наружном осмотре ПхО космонавт с помощью портативной телевизионной камеры передавал на Землю изображение элементов стыковочного узла и отдельных частей станции. 11 января 1978 г. на станцию прибыла первая экспедиция посещения - Владимир Джанибеков и Олег Макаров ("Союз-27"). Впервые в составе орбитального комплекса оказались три состыкованных КЛА, а на станции одновременно работали четыре космонавта. После пяти дней совместной работы, выполнив намеченную программу в том цисле советско-французский биологический эксперимент "Цитос" (исследование влияния факторов космического полета на кинетику клеточного деления микроорганизмов), космонавты из экспедиции посещения врнулись на Землю на "Союзе-26", оставив основной экспедиции свой КК с еще не выработанным ресурсом службы. В. А. Джанибеков и О. Г. Макаров доставили на Землю материалы с результатами исследований, проведенных на борту станции за более чем трехмесячных срок полета. Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко провели пять циклов испытаний ОC по программе "Резонанс", изучив динамические характеристики сложных орбитальных комплексов при различных составе и ориентации. 22 января с Байконура стартовал первый транспортный грузовой корабль (ТГК) "Прогресс-1 ", разработанный на основе конструкции "Союза". "Прогресс" привез на станцию почту для экипажа, новые приборы, раходные материалы, топливо для ОДУ. Взаимный поиск, сближение, причаливание и стыковка космических аппаратов осуществлялось автоматически с помощью бортовых радиотехнических средств, бортового компьютера и ОДУ. Радиотехническая аппаратура сближения передавала информацию о параметрах относительного движения КЛА на станции, что позволо космонавтам активно контролировать подход грузовика. ![]() 2 марта по программе "Интеркосмос" в полет отправился первый международный экипаж - командир корабля Алексей Губарев и чехословацкий космонавт Владимир Ремек ("Союз-28"). Во время недельной работы первого международного экипажа на станции было выполнено множество совместных советско-чехословацких экспериментов : "Хлорелла" (культивация микрооргагизмов в течении длительного космического полета), "Морава" (получение идеальных кристаллов из металлических расплавов), "Экстинкция" (изучение верхних слоев атмосферы), "Кислород" (изучение кислородного режима в тканях человека в условиях невесомости с помощью чехословацкого прибора "оксиметр"), наблюдение за ледниками и снежным покровом Земли и др. После возвращения из 96-суточной вахты на орбите (был побит рекорд длительности полета американцев на "Скайлэбе") Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко, станция три месяца летала "в автомате". А 17 июня к ней пристыковался "Союз-29" с космонавтами Владимиром Коваленком и Александром Иванченковым. Они провели на орбите 140 суток - очень длительная для того времени экспедиция. За это время к "Салюту-6" трижды прилетали "грузовики", на которых доставлялись вода, продукты, топливо для ОДУ, научное оборудование, расходные материалы для него. Космонавты выполнили огромный объем научных, технических, медико-биологических и других экспериментов. 29 июля был осуществлен выход в открытый космос продолжительностью 2 ч. 5 мин. для демонтажа и частичной замены научного оборудования, размещенного на внешней поверхности станции. С помощью этой аппаратуры в течении 10 месяцев полета станции исследовались микрометеоритная обстановка и влияние космической среды на свойства разных материалов. Космонавты установили на наружной поверхности станции аппаратуру для регистрации космического излучения. В. В. Коваленок снимал процесс выхода цветной ручной телекамерой и передавал кадры на Землю. За время работы Коваленка и Иванченкова на борту станции побывали еще две международные экспедиции. 28 июня на станцию прибыл "Союз-30", пилотируемый командиром экипажа П. И. Климуком и космонавтом-исследователем из Польши Мирославом Гермашевским. Обширная программа экспериментов, подготовленных советскими и польскими учеными при участии специалистов из ЧССР и ГДР включала, в основном, медицинские исследования. В экспенименте "Вкус" изучалось изменение вкусовых ощущений в невесомости с помощью польского прибора "электрогустометр", эксперимент "Кардиолидер" был посвящен автоматическому дозированию физических нагрузок при упражнениях на велоэргометре и КТФ, эксперимент "Чибис" изучал функционирование кровеносных сосудов в невесомости, в эксперименте "Теплообмен", подготовленном чехословацкими специалистами и проведенным также предыдущим экипажем посещения, изучались охлаждающие свойства среды, в которой находятся космонавты во время космического полета (в невесомости отсутствует такой способ теплопередачи как конвекция), был проведен эксперимент "Кислород", исследовались также психофизиологическое состояние космонавтов в течении полета, их пожелания по организации свободного времени на станции. Проводились технологические эксперименты по получению полупроводников высокой степени однородности (эксперимент "Сирена"), выполнялось наблюдение и фотографирование космических зорь и полярных сияний (эксперимент "Сияние"). ![]() Поскольку кормовой стыковочный узел станции, предназначенный для приема грузовых кораблей был занят "Союзом-31", В. В. Коваленок и А. С. Иванченков произвели перестыковку КК на носовй узел, что позволило принять на борту станции еще один "Прогресс". Полностью выполнив программу исследований и установив новый рекорд продолжительности полета, В. В. Коваленок и А. С. Иванченков провели консервацию систем ОC и вернулись на Землю 2 ноября 1978 г. Послеполетная реадаптация прошла у космонавтов гораздо легче, чем можно было ожидать, во многом благодаря интенсивным физическим нагрузкам на станции и четкому выполнению экипажем рекомендаций медиков. К этому времени у многих систем и агрегатов "Салюта-6" уже был исчерпан ресурс работы, обнаружились неполадки в топливной магистрали. Анализ состояния станции занял около четырех месяцев, было решено, что полет очередного экипажа возможен, но окончательный план работы будет сформирован позднее, когда станет ясно, что экипаж сможет сделать для продления жизни станции. 25 февраля 1979 г. к "Салюту-6" стартовал КК "Союз-32" с космонавтами В. А. Ляховым и В. В. Рюминым на борту. После прибытия на станцию космонавты должны были провести обследование бортовых систем, приборов и научной аппаратуры при работе в пилотируемом режиме и по результатам этого исследования определить объем необходимых профилактических и ремонтно-восстановительных работ. Такая задача ставилась перед космонавтами впервые. Первые две недели Владимир Ляхов и Валерий Рюмин расконсервировали станцию и проверяли работы систем в различных режимах, определяли состав оборудования, которое необходимо прислать на станцию для замены отслуживших блоков. До прибытия "Прогресса" космонавты заменили кабельную сеть системы связи и отремонтировали бортовое печатающее устройство "Строка". Когда грузовик "Прогресс-5" доставил на станцию необходимое оборудование, экипаж приступил к наиболее ответственной части задания - ремонту ОДУ, в одном из баков которой была нарушена герметичность разделительного сильфона. Жидкое горючее (несимметичный диметилгидразин) и выдавливающий его газообразный азот перемешались в этом баке, т. е. более 200 кг горючего было испорчено, а проникновение паров агрессивного горючего в газовую часть топливной системы, рассчитанную на работе в нейтральной азотной среде, могло повлечь полный выход из строя ОДУ. Космонавтам предстояло избавиться от пузырьков газа в горючем неисправного бака, перекачать очищенное топливо в рабочие баки станции и отключить поврежденный бак от двигательной системы. Разделение жидкой и газзобразной фаз в неисправном баке было произведено с помощью центробежной силы : космонавты сориентировали ОC панелями солнечных батарей на Солнце и закрутили комплекс вокруг поперечной оси. Более тяжелое горючее было прижато к стенкам бака и заборному патрубку, а легкие пузырьки газа "всплыли" к оси вращения. Космонавты перекачали отсепарированное горючее в герметичные баки, а остатки смеси слили в пустые баки "Прогресса". Дальше экипаж открыл клапаны, чтобы освободить азотные магистрали вытеснительной системы и полости поврежденного бака от остатков горючего. Парогазовая смесь вырвалась в открытый космос, пары горючего мгновенно конденсировались и замерзали. Космонавты передали на Землю, что образовавшийся выброс похож на пургу, только хлопья "снега" были бурые. Еще неделю "Салют-6" летал с открытыми клапанами, чтобы металл окончательно "отдал" поглощенные пары диметилгидразина. 23 мая 1979 г. космонавты выполнили повторную продувку магистралей и поврежденного бака сжатым азотом. Неисправный бак был отключен от топливной системы, и в дальнейшем ОДУ обеспечивалась горючим из двух рабочих баков. Кроме этого космонавты выполнили и другие ремонтно-восстановительные работы : заменили пульт управления научной аппаратурой, часы на пульте центрального поста, заменили регенераторы, поглотители примесей, блоки очистки воздуха в СЖО, смонтировали первую установку для технологических эксериментов. 24 марта впервые в практике советской космонавтики на борту станции была принята прямая телевизионная передача с Земли. Станция была готова принять экспедицию посещения - "Союз-32" с советско-болгарским экипажем. ![]() А если двигатель работал не на полную тягу, корабль вообще мог остаться на орбите. Так и оказалось - поврежденный резервный двигатель, хотя и проработал больше положенного времени, не обеспечил необходимый импульс, но корабль все же сошел с орбиты. Спуск проходил по крутой баллистической траектории, перегрузки достигали 15 g. К счастью, полет окончился благополучно : СА приземлился, космонавты не пострадали. В. А. Ляхов и В. В. Рюмин продолжали работу на станции в одиночестве. Закончив ремонт и профилактику, они перешли к научно-исследовательским работам. В конце июня "Прогресс-7" доставил на станцию космический радиотелескоп КРТ-10. Космонавты установили и развернули 10-метровую антенну радиотелескопа. С помощью субмиллиметрового телескопа БСТ-1М, малогабаритного гамма-телескопа "Елена" и КРТ-10, работавшего в паре с 70-метровой зеркальной антенной телескопа, установленного в Крыму, космонавты провели радиокартографирование Млечного Пути, исследовали Солнце, наблюдали некоторые пульсары. После окончания работы антенну нужно было отстрелить, чтобы освободить кормовой стыковочный узел и закрыть крышку люка. Но при отстреле антенна зацепилась за крестовину стыковочной мишени на корпусе станции. Все попытки сбросить ненужную антенну не увенчались успехом, а от исхода дела зависела дальнейшая эксплуатация ОC. Экипажу оставалось только выйти в открытый космос и отделить антенну вручную. Но шли 172-е сутки полета, космонавты устали, да и выход в космос в этой экспедиции не планировался. И тем не менее космонавты провели эту сложную операцию. Валерий Рюмин, пройдя снаружи вдоль всей станции, добрался до противоположного стыковочного узла, перекусил бокорезами четыре стальных тросика, державших антенну, и рычагом оттолкнул ее по направлению к Земле. Владимир Ляхов в это время подстраховывал его, стоя на специальной площадке-"якоре". Операция выхода заняла 1 ч. 23 мин. В течении следующих двух дней космонавты законсервировали станцию, перевели ее системы в дежурный режим, упаковали возвращаемые грузы. Экипаж должен был вернуться на КК "Союз-33", на котором летели на станцию Н. Рукавишников и Г. Иванов. Но из-за аварии двигателя к станции послали беспилотный "Союз-34" с усовершенствованной ДУ, чтобы космонавты вернулись на нем. Однако выяснилось, что на новом корабле почему-то не включается пульт управления. Экипаж быстро нашел выход - заменить блок включения пульта таким же блоком с "Союза-32", что и было сделано. ![]() Около полугода орбитальный комплекс летал в беспилотном режиме. Следующим намечался полет Леонида Попова и Валентина Лебедева. Но на одной из тренировок незадолго до старта В. В. Лебедев повредил ногу. В качестве бортинженера на станцию решили снова отправить В. В. Рюмина, который прекрасно знал станцию. Экспедиция продолжалась 185 суток и была чрезвычайно насыщена по объему работ. Л. И. Попов и В. В. Рюмин разгрузили четыре ТГК, приняли четыре экспедиции посещения, в том числе три международных. 26 мая 1980 г. на станцию прибыла экспедиция посещения - В. Н. Кубасов и венгерский космонавт Берталан Фаркаш ("Союз-36"). В совместном полете экипажи провели серию медико-биологических и технологических экспериментов, испытали новый нагрузочный костюм, как всегда, изучали атмосферу (эксперименты "Поляризация", "Атмосфера", "Контраст", "Иллюминатор", "Заря", "Терминатор") и Землю с орбиты. В частности, были выполнены фотосъемки для дальнейшего изучения экологического состояния оз. Балатон в Венгрии ( эксперимент "Эутроф"), влияния водохранилища в Кишкере на состояние почвы (эксперимент "Мелиорация") и др. Медико-биологические эксперименты включали уже известные "Кислород", "Теплообмен", "Вкус", "Время", "Речь", "Аудио", а также предложенные венгерскими учеными "Интерферон" (влияние невесомости на образование белка в клеточной структуре человека и на интерферон в лекарственных формах), "Работоспособность" (исследование умственной работоспособности человека с помощью специального прибора "Балатон"), "Доза" (изучение радиационного фона в отсеках станции и получаемых космонавтами доз облучения). В области космического материаловедения экипажем также были поставлены интересные эксперименты : "Этвеш" и "Беалуца", заключавшиеся в выращивании из растворов-расплавов монокристаллов различных полупроводниковых соединений в условиях микрогравитации. Через неделю, 3 июня, советско-венгерская экспедиция благополучно приземлилась в рассчетном районе неподалеку от Джезказгана. 4 июня корабль "Союз-36" был перестыкован с агрегатного отсека на переходной, чтобы освободить место для КК новой экспедиции посещения. 6 июня на "Салют-6" прибыли космонавты Ю. В. Малышев и В. В. Аксенов для испытания нового усовершенствованного КК "Союз-2Т". После совместного четырехсуточного полета СА "Союза Т-2" со своим экипажем вернулся на Землю, доставив материалы исследований и экспериментов, выполненных на борту станции. Во время полета Л. И. Попова и В. В. Рюмина на "Салюте-6" побывали также еще две международные экспедиции. Советско-вьетнамский экипаж в составе командира Виктора Горбатко и космонавта-исследователя Фам Туана прилетел 23 июня на "Союзе-37" и проработал на станции около недели. Космонавты составили шесть типов карт наблюдений за природной средой Вьетнама (эксперимент "Биосфера-В"), вырастили образцы чистейших полупроводниковых кристаллов в условиях микрогравитации (эксперимент "Халонг"), провели биологический эксперимен "Азола", в ходе которого изучалось не только развитие в невесомости водяного папоротника азолы, но и состояние простейшей экологической системы - этого папоротника и обитающей в его воздушных пазухах одноклеточной сине-зеленой водоросли анабены. Серия медико-биологических исследований предусматривала эксперименты "Кровообращение" (изучение реакции системы кровообращения человека на невесомость), "Дыхание", "Оператор" и др. В ходе изучения атмосферы Земли экипаж провел наблюдения и фотосъемки в рамках экспериментов "Поляризация", "Заря" (наблюдения восхода и захода Солнца и дневного горизонта Земли с помощью болгарского ручного спектрометра "Спектр-15"), "Терминатор" (последовательное фотографирование в двух симметричных точках солнечного меридиана, одна из которых находится в области восхода или захода Солнца, а другая - в области земной тени), "Атмосфера" (исследование оптических характеристик атмосферы на основе измерений угловой структуры излучения и спектральной яркости Земли), "Контраст" (исследование изменения оптических свойств атмосферы в зависимости от ее загрязнения над районами крупных городов), "Иллюминатор" (измерение спектрального пропускания стекла иллюминатора в видимой и близкой ИК областях спектра). После отлета советско-вьетнамского экипажа, 1 августа была произведена перестыковка КК "Союз-37" для освобождения стыковочного узла на агрегатном отсеке станции. ![]() К 11 октября программа 185-суточного полета Л. И. Попова и В. В. Рюмина была окончена. Космонавты получили около 250 образцов новых материалов, 4500 спектрограмм атмосферы и поверхности Земли, провели обширные визуальные наблюдения, многочисленные медицинские иссследования. В этом полете впервые в истории космонавтики на борту ОС расцвели растения - арабидопсис, а его семена были получены уже на следующем "Салюте". В последние месяцы 1980 г. был запланирован полет на станцию корабля "Союз-Т3", к которому готовились основной (Василий Лазарев, Геннадий Стрекалов, Валерий Поляков) и дублирующий (Юрий Исаулов, Николай Рукавишников, Михаил Потапов) экипажи. Программа полета предполагала, в основном, обширные медико-биологические исследования (в состав экипажа специально был включен врач В. Поляков). Однако в октябре 1980 г. в термосистеме "Салюта-6" обнаружилась неисправность, и от полета по медицинской программе пишлось отказаться. К старту стала готовиться ремонтно-восстановительная экспедиция экспедиция - Леонид Кизим, Олег Макаров, Константин Феоктистов. К. П. Феоктистов незадолго до старта был отстранен по состоянию здоровья, а на его место назначен Г. Стрекалов. 27 ноября 1980 г. ремонтный экипаж стартовал на станцию. Космонавты выпонили проверку состояния бортовых систем станции и, выяснив причину неисправности, выполнили ряд сложных ремонтно-восстановительных работ. Экипаж вмонтировал новый гидроблок с четырьмя насосами в систему терморегулирования, вскрыв внутренний жидкостный контур системы, не имеющий для этого необходимых разъемов. Эти неполадки впоследствии были учтены, и уже на "Салюте-7" конструкция гидромагистрали была существенно модернизирована. Кроме того, ремонтная экспедиция заменила электронный блок в системе телеметрических измерений и программно-временное устройство в системе управления бортовым комплексом аппаратуры. В систему дозаправки топливом ОДУ был установлен новый преобразователь электропитания компрессоров. Закончив ремонтно-восстановительные работы на станции, космонавты успели выполнить также ряд медико-биологических исследований и технических экспериментов. 10 декабря Л. Кизим, Г. Стрекалов и О. Макаров вернулись на Землю. Последняя долговременная экспедиция в составе В. В. Коваленка и В. П. Савиных ("Союз-Т4") отправилась на "Салют-6" 12 марта 1981 г. и проработала там 75 суток. В задачи экипажа входило выполнение программы научных исследований, профилактических работ с приборами и системами станции и разгрузка одного "Прогресса". 23 марта 1981 г. на корабле "Союз-39" на "Салют-6" прилетел седьмой международный экипаж, на этот раз советско-монгольский : командир В. А. Джанибеков и космонавт-исследователь Жугдэрдэмидийн Гуррагча. Следующие восемь суток основной экипаж и экспедиция посещения работали по программе "Интеркосмос" : было проведено фотографирование отдельных районов суши и Мирового океана с целью исследования природных ресурсов Земли и изучения окружающей среды (эксперименты "Эрдем" и "Биосфера-Мон"), выполнены обычные спектроскопические исследования атмосферы, поставлены медицинские эксперименты "Аудио", "Время", Речь","Интерферон", "Работоспособность", "Доза", "Кровоообращение", "Воротник" (по изучению и предупреждению болезни движения в период острой адаптации к невесомости) и др. В программу астрофизических исследований вошел эксперимент "Излучение", во время которого космонавты с помощью диэлектрических детекторов регистрировали интенсивность ядерной компоненты космических лучей в области малых энергий. Были проведены также три технологических эксперимента ("Алтай-1", "Алтай-2" и "Эрдент") по исследованию процессов диффузии и массопереноса в расплаве металлов, выращиванию монокристаллов полупроводников, изучению процессов диффузии и перераспределения примесей при растворении в воде и последующей кристаллизации CuSO4. Особое внимание уделялось также отработке новых методов записи и передачи голографических изображений объектов для решения разных научно-технических задач в космосе. ![]() На заключительном этапе полета станции к ней был пристыкован искусственный спутник "Космос-1267", находившийся в автономном полете с 25 апреля 1981 г., предназначенный для отработки конструкции и методов сборки орбитальных комплексов больших габаритов и масс и испытания материалов и аппаратуры в условиях длительного полета комплекса в автоматическом режиме. Станция «Салют-6» прекратила свое существование 28.07.1982 года. Авторство и публикация: Автор: Анна Горелышева. Подготовка и выпуск проект "Космос" 23.07.2012г. Интересные статьи на сайте
Созвездие Цефей (Cepheus)
Созвездие Цефея расположено в северном полушарии неба. Созвездие имеет форму неправильного пятиугольника.
Созвездие Муха (Musca)
Созвездие Муха - созвездие, расположенное в южном полушарии неба.
Созвездие Золотая рыба (порт. Dorado от лат. Doradus)
Созвездие Золотая рыба - созвездие, расположенное в южном полушарии неба.
Созвездие Южный Крест (Crux)
Созвездие Южный Крест - созвездие, расположенное в южном полушарии неба. В себе имеет около 30 звезд, который можно увидеть невооруженным глазом, но только 4 из них и образуют крест.
Созвездие Сетка (Reticulum)
Созвездие Сетка - созвездие, расположенное в южном полушарии неба. В себе содержит 22 звезды, которые можно увидеть невооруженным глазом.
Классификация солнечных вспышек X класса, M класса
Солнечная вспышка – взрыв на Солнце, который происходит когда энергия, содержащаяся в скрученных магнитных полях (обычно вокруг пятен) высвобождается наружу.
Созвездие Ящерица (Lacerta)
Созвездие Ящерица расположено в северном полушарии неба.
Созвездие Лира (Lyra)
Не большое, но милое созвездие, которое расположено между созвездием Лебель и Геркулесом.
Созвездие Тукан (Tucana)
Созвездие Тукан - созвездие, расположенное в южном полушарии неба. В себе содержит 44 звезды, которые можно увидеть невооруженным глазом.
|